Положение о реализации пилотного проекта по внедрению досудебного урегулирования споров в порядке медиации

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить письмомОтправить письмомPDFPDF

Утверждено

   распоряжением Председателя

   Верховного Суда

   Республики Казахстан

   «__» января 2017 года № ____

 

Положение

о реализации пилотного проекта по внедрению

досудебного урегулирования споров (конфликтов)

по отдельным категориям споров в порядке медиации

 

1. Общие положения

 

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О медиации», определяет цели, задачи и порядок реализации пилотного проекта по внедрению досудебного урегулирования отдельных категорий споров (конфликтов) в порядке медиации.

2. Понятия, используемые в настоящем Положении

 

2. В настоящем Положении используются следующие понятия:

1) медиация - процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами при содействии медиатора (медиаторов) в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемая по добровольному согласию сторон;

2) медиатор - независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе;

3) соглашение об урегулировании спора (конфликта) - письменное соглашение сторон, достигнутое ими в результате медиации.

3. Цель и задачи пилотного проекта

 

3. Целью пилотного проекта является внедрение в гражданское судопроизводство досудебного урегулирования отдельных категорий споров (конфликтов) в порядке медиации.

4. Задачами пилотного проекта являются:

1) расширение сферы применения примирительных процедур;

2) минимизация судебных расходов граждан;

3) выявление заинтересованности населения во внесудебном урегулировании спора (конфликта).

5. Категория споров (конфликтов), по которым необходимо проведение медиации:

1) в интересах ребенка (об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения родителя с ребенком, об отобрании  ребенка от других лиц, о взыскании алиментов на содержание совершеннолетних детей, обучающихся в системе общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, в системе высшего образования по очной форме обучения в возрасте до 21 года);

2) трудовые, по которым не предусмотрено обязательное досудебное обращение в согласительную комиссию в порядке пункта 1 статьи 159 Трудового кодекса Республики Казахстан;

3) наследственные;

4) возникающие между соседями об определении границ земельного участка, о заливе квартир;

5) о выселении, по вопросам управления кондоминиумом;

6) о расторжении брака и разделе имущества;

7) по договорам займа;

8) страховые.

4. Принципы проведения пилотного проекта

 

6. Медиация проводится по соглашению сторон судьей в суде либо медиатором, осуществляющим примирительные процедуры.

7. Медиация проводится на основе принципов:

1) добровольности;

2) равноправия сторон медиации;

3) независимости и беспристрастности медиатора, осуществляющего примирительные процедуры;

4) недопустимости вмешательства в процедуру медиации;

5) конфиденциальности;

6) соответствия требованиям действующего законодательства.

5. Участники пилотного проекта

 

8. Участниками пилотного проекта являются:

1) специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних;

2) районные и приравненные к ним суды, рассматривающие гражданские дела;

3) специализированные межрайонные экономические суды;

4) медиаторы.

6. Порядок реализации пилотного проекта

 

9. Пилотный проект реализуется по двум направлениям (сегментам):

1) организационному;

2) информационному.

10. Организационный сегмент предусматривает:

- организацию работы судей.

11. Информационный сегмент предусматривает:

1) размещение на интернет-ресурсах Верховного Суда и местных судов информации о проведении пилотного проекта по внедрению досудебного урегулирования споров (конфликтов) в порядке медиации по отдельным категориям, а также создание тематических разделов о проведении пилотного проекта на интернет-ресурсах судов, принимающих участие в пилотном проекте;

2) проведение разъяснительной работы о реализации пилотного проекта по внедрению медиации по отдельным категориям споров (конфликтов) через средства массовой информации;

3) создание информационных (дискуссионных) площадок на телевизионных каналах с участием медиаторов, в том числе юристов-практиков и ученых;

4) размещение информационных стендов о проведении пилотного проекта по внедрению медиации по отдельным категориям споров (конфликтов) в судах.

7. Проведение медиации

 

12. Порядок проведения медиации определяется с учетом требований статей 48, 174, 179, 180, 194, 201, 246 и 277 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - ГПК), Закона Республики Казахстан «О медиации» (далее - Закон) и нижеследующими правилами:

1) при поступлении заявления судья в соответствии с подпунктом  16) статьи 165 ГПК направляет сторонам извещение (образец прилагается) в котором в том числе указывается:

- право сторон окончить дело соглашением об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации;

- о преимуществах разрешения спора (конфликта) в порядке медиации;

- о необходимости письменно выразить свою позицию по участию в пилотном проекте и предоставлении в суд в течение 5 (пяти) дней письменного соглашения сторон, заключенного с медиатором о проведении медиации;

- в случае отказа от участия в пилотном проекте о необходимости направления сторонами в суд письменного заявления об этом и приступить к выполнению действий, изложенных в определении о подготовке дела к судебному разбирательству;

- о списках профессиональных и непрофессиональных медиаторов;

- о кабинетах медиации.

2) при заявлении ходатайства о проведении медиации медиатором и предоставлении суду договора, заключенного сторонами с медиатором, производство по делу приостанавливается в соответствии с подпунктом 7) статьи 272 ГПК на срок не более 10 (десяти) рабочих дней;

3) при заявлении ходатайства сторонами о проведении медиации судьей, медиация проводится в суде в течение 10 рабочих дней;

4) медиатор, осуществляющий примирительные процедуры, с согласия сторон либо по их ходатайству вправе допустить к участию в примирительных процедурах других лиц, если это необходимо для достижения целей медиации;

5) соглашение об урегулировании спора (конфликта), достигнутое сторонами медиации при проведении примирительных процедур, заключается в письменной форме и подписывается сторонами;

6) соглашение должно содержать данные о сторонах медиации, предмете спора (конфликта), медиаторе осуществляющего примирительные процедуры, а также согласованные сторонами условия соглашения, способы и сроки их исполнения, обязательство сторон о конфиденциальности медиации и последствия их неисполнения или ненадлежащего исполнения;

7) соглашение об урегулировании спора (конфликта), достигнутое сторонами при проведении медиации медиатором, либо письменного отказа сторон от медиации, в связи с невозможностью разрешения спора (конфликта) при проведении медиации медиатором, в течение 3 (трех) рабочих дней направляется судье, в производстве которого находится гражданское дело;

8) судья, в производстве которого находится дело, выносит определение об утверждении соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации и прекращении производства по делу в соответствии с подпунктом   6) статьи 277 ГПК и статьей 410 ГПК;

9) в определении об утверждении соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке медиации и прекращении производства по делу суд указывает о возврате государственной пошлины в соответствии с частью третьей статьи 278 ГПК;

10) если стороны не достигли соглашения при проведении медиации, производство по делу возобновляется и подготовка дела к судебному разбирательству проводится в общем порядке. Об этом указывается в определении суда о возобновлении производства по делу;

11) в случае отказа сторон от проведения медиации судья проводит подготовку дела к судебному разбирательству в порядке, установленном статьей 165 ГПК.

 

8. Организация проведения пилотного проекта

 

13. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан:

1) является координатором пилотного проекта;

2) осуществляет методическое и нормативное обеспечение проведения пилотного проекта;

3) направляет судам, принимающим участие в пилотном проекте, соответствующие материалы информационного характера;

4) обобщает информацию, полученную от судов, принимающих участие в пилотном проекте.

14. Ответственность за координацию проведения пилотного проекта в местных судах возлагается на председателей апелляционных судебных коллегий по гражданским делам областных и приравненных к ним судов.

15. По завершении пилотного проекта координатор представляет Председателю Верховного Суда отчетную информацию о ее результатах и предложения о целесообразности определения категорий дел, по которым обязательно досудебное урегулирование.

                             _______________________________

Отзывы и предложения