Нурлан Кайырбеков, председатель Кызылординского областного суда, «Обеспечение верховенства закона в рамках реализации плана нации «100 шагов» / / «Кызылординские вести» 04.08.2015

Версия для печатиВерсия для печати

Президент РК Нурсултан На- зарбаев во вре- мя своей инаугу- рации подтвердил, что Казахстан выходит на новый виток го- сударственного строительства, сохраняя при этом привержен- ность курсу, обозначенному в Стратегии «Казахстан-2050», не теряя динамики развития, накопленных результатов реформ и опыта инноваций.

Программа «100 конкретных шагов» направлена на реализацию поставлен- ных задач, раскрывающих потенциал развития Казахстана. «100 шагов» — это 100 конкрет- ных поручений Лидера нации, кото- рые охватывают реформирование всех сторон государственного развития и жизни общества, который содержит 100 детальных и практических реше- ний, закладывающих основы поэтап- ной модернизации государства, эко- номики и общества. Пять институци- ональных реформ необходимы Казах- стану, чтобы создавать и воспроизво- дить конкурентные преимущества на- шей страны. Все 5 реформ и каждый из 100 ша- гов предполагают опору на знания и передовые технологии, которые ста- нут фундаментом модернизированно- го казахстанского общества, его интел- лектуальной составляющей. 15 шагов направлены на кардиналь- ное повышение профессионализма го- сударственного аппарата. 19 шагов — это эффективные действия по модер- низации судебной системы и работы правоохранительных органов. 50 ша- гов — это четкие и точные решения, стимулирующие новый высокотехно- логичный экономический рост и раз- витие человеческого капитала, строго ориентированные на улучшение каче- ства жизни казахстанцев. 6 шагов — это полновесные меры, предполагающие укрепление общеказахстанской иден- тичности, единства общества, разви- тие системы ценностей «Мәңгілік Ел». 10 шагов обеспечивают совершенство- вание механизмов работы «Открытого Правительства», прозрачности и под- отчетности госорганов, усиления об- щественного контроля и расширения гражданского участия. В соответствии со вторым приори- тетом реформ «Обеспечение верховен- ства закона» предусмотрено 19 целе- вых шагов по вопросам развития пра- вовой системы страны. Из них 11 ша- гов по реформированию судебной си- стемы, за реализацию которых от- вечает Верховный суд. Первое – это оптимизация ин- станций судебной системы для упрощения доступа граждан к пра- восудию. Переход от пятиступен- чатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелля- ционная, кассационная). Согласовано формирование трехзвенной судебной системы. Суд первой инстанции – район- ный суд, апелляционная инстан- ция – областной суд и кассацион- ная инстанция – Верховный суд. Данное предложение обусловлено критикой существующей судебной системы, когда в одном областном суде сосредоточены апелляцион- ная и кассационная инстанции. При этом кассационная инстан- ция сегодня фактически осуществляет функции надзора, то есть пересматри- вает вступившие в законную силу ре- шения нижестоящих судов. Поэтому вполне логично, что она передается на уровень Верховного суда. Второе – это ужесточение квалифика- ционных требований и механизмов отбо- ра кандидатов на судейские должности. Поддержано предложение повысить до 30-ти лет возрастной ценз для кан- дидатов в судьи. При этом предлагает- ся введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с учас- тием в судопроизводстве. Это такие специальности как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты. Срок стажировки магистрантов в судах будет увеличен до одного года. Срок прохождения стажировки в су- дах других кандидатов – не магистран- тов – будет также увеличен до одно- го года. Стажировка будет проводить- ся на освобождённой основе, с выпла- той стипендии. Для них предполагает- ся установить оплату в размере от 50 до 70% должностного оклада судьи. Пол- ная стажировка, с отрывом от основ- ного места работы, позволит стажерам в значительно большей степени усво- ить правила организации работы судов и понять суть судейской должности. Вводится годичный испытательный срок для вновь избранных судей. По истечению испытательного срока кан- дидатура судьи должна будет утверж- даться на пленарном заседании об- ластного суда. При положительном за- ключении их профессиональные каче- ства будут оценены квалификацион- ной комиссией Судебного жюри. За- тем они будут представлены Высшему судебному совету для решения вопро- са о даче рекомендации для назначе- ния Указом Главы государства на по- стоянный срок. Третье – это выделение Институ- та правосудия из структуры Академии государственного управления в целях усиления взаимосвязи обучения и су- дебной практики. Данный институт будет функционировать при Верхов- ном суде, и обеспечивать повышение квалификации действующих судей на регулярной основе. Четвертое – это усиление подотчет- ности судей. Усиливаются требования к действующим судьям. Будет разра- ботан новый этический кодекс судьи, а также расширяются возможности граждан по обжалованию действий су- дьи в Судебное жюри. В компетенцию обновленного жюри предлагается вве- сти вопросы оценки профессиональ- ного уровня действующих судей по ис- течении первых пяти и десяти лет ра- боты, а также при участии в конкурсе на занятие должности в вышестоящем суде. Таким образом, это будут прямые инструменты проверки профессио- нального уровня судей. Это делается в полном соответствии с принципом ме- ритократии, который применяется в системе государственной службы. Пятое – это внедрение аудиовиде- офиксации всех судебных процессов в обязательном порядке. На сегодняшний день из 57 залов судебного заседания судов Кызыл- ординской области новыми система- ми аудио,-видеофиксации оснаще- ны 22 зала, старым оборудованием аудио,- видеофиксации оснащены 19 залов. До конца 2015 года плани- руется оснастить еще 35 залов новым оборудованием, интегрированным электронным судопроизводством. В целях исключения приоста- новки записи или редактирования материалов аудио,- видеофиксации судьями и работниками судебной системы, проводится доработка программного обеспечения АВФ. Интеграция системы АВФ со списком слушаний дел, размещен- ных на интернет-ресурсе, уже сей- час позволяет отслеживать время точного начала судебного заседания. Также участники судебных заседаний посредством централизованной систе- мы хранения данных смогут восполь- зоваться возможностью просмотра в режиме реального времени записей су- дебных заседаний, зайдя в Судебный кабинет. Кроме того, в рамках АВФ плани- руется развивать возможность прове- дения дистанционных судебных засе- даний посредством видеоконференц- связи со следственными изоляторами и исправительными учреждениями. Применение дистанционных судеб- ных заседаний при рассмотрении уго- ловных дел без этапирования подсуди- мых лиц, находящихся в следственных изоляторах и в местах лишения свобо- ды, посредством видеоконференцсвя- зи приведет к экономии бюджетных средств и исключению других рисков. Шестое – это расширение области применения суда присяжных. В част- ности, законодательное определение категории уголовных дел, по кото- рым суд присяжных должен являться обязательным. Прорабатываются вопросы расши- рения сферы обязательного приме- нения суда присяжных заседателей и оптимизации механизма их отбора. Расширяется перечень дел, рассматри- ваемых судами присяжных заседателей. Седьмое – это обеспечение балан- са между обвинением и защитой в су- дах за счет поэтапной передачи след- ственному судье полномочий по санк- ционированию всех следственных действий, ограничивающих консти- туционные права человека и гражда- нина. В рамках усиления судебного контроля предложено передать след- ственному судье ряд дополнитель- ных функций. Это санкционирова- ние осмотра, выемки, обыска и лич- ного обыска. В настоящее время следственный судья санкционирует восемь процес- суальных действий. К полномочиям следственного судьи можно отнести санкционирование следственных дей- ствий. Он принимает решение о содер- жании под стражей, домашнем аресте, временном отстранении от должно- сти, запрете на приближение, экстра- диционном аресте. Кроме того, судья уполномочен продлить сроки содер- жания под стражей, домашнего аре- ста, экстрадиционного ареста. Дру- гие его обязанности – применение за- лога, наложение ареста на имущество, объявление в международный розыск подозреваемого, рассмотрение жалоб на бездействие дознавателя, следо- вателя или прокурора, и многое дру- гое, отраженное в статье 55 Уголовно- процессуального кодекса. Восьмое – это создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам, организация в Верховном суде инвестиционной коллегии для рассмо- трения споров с участием крупных ин- весторов. В Верховном суде будет соз- дана еще одна коллегия. На нее будет возложена функция по рассмотрению дел с участием крупных инвесторов по первой инстанции. Соответствующие изменения уже предусмотрены в про- екте Гражданского процессуального кодекса (ГПК). Девятое– это создание в Астане Международного арбитражного цен- тра AIFC на примере опыта в Дубае. В настоящее время Президентом страны уже подписан Указ, преду- сматривающий создание финансово- го суда в рамках финансового центра города Астаны. Этот суд будет иметь особый статус и не будет входить в су- дебную систему нашей республики. Он создается на примере суда Дубай- ского финансового центра. В данном суде будут применяться нормы обще- го права наряду с действующим в Ка- захстане континентальным правом. Судопроизводство будет вестись на английском языке. Также здесь будет создан свой собственный коммерче- ский арбитраж. Десятое – это создание Междуна- родного совета при Верховном суде РК для внедрения лучших международ- ных стандартов с участием авторитет- ных зарубежных судей и юристов. Со- вет будет консультировать Верховный суд по вопросам совершенствования казахстанского правосудия. Одиннадцатое – это сокращение уча- стия прокурора в суде по гражданско- правовым спорам для упрощения су- дебных процедур и ускорения судеб- ного процесса, внесение соответству- ющих поправок в Гражданский про- цессуальный кодекс. Обязательное участие прокурора сохранится только в следующих слу- чаях – по инициативе суда или про- курора, когда затрагиваются интересы государства в отношении граждан, не имеющих возможности самостоятель- но себя защитить, и когда требуется за- щита общественных интересов широ- кого круга лиц. Это, например, случаи массового нарушения трудовых, жи- лищных прав граждан, споры с уча- стием трудовых коллективов и другие. Данные новации направлены на уси- ление диспозитивности гражданско- го судопроизводства. Меры, принятые Главой государ- ства по дальнейшему реформирова- нию судебной системы, не только под- нимут на новый уровень судебную за- щиту конституционных прав и сво- бод граждан нашей страны, но и каче- ственно улучшат достигнутый за по- следние годы позитивный имидж су- дебной системы Казахстана.